Поселение

Родовых Поместий

"Чистые Озёра"

Как мы не ходили в школу

    На момент прочтения первых двух книг В. Мегре у нас с Сашей уже было очаровательное создание - Катруся,  еще тогда особенно запали в душу слова Анастисии : «Передавать своих детей, не зная даже зачастую, какое им внушать будут мировоззренье, какую уготовит им  судьбу чье-то ученье. Своих детей отдавший в неизвестность сам лишается своих детей.».  Тогда я еще не до конца понимала смысл этих  слов , только  душой своей ощущала что-то для меня очень важное. Сейчас этой красавице уже 15 лет . Нас связывают нежнейшие, доверительные отношения, причем это в равной степени распространяется и на Сашу, и на младшую дочку, весьма своенравную Настю. Трудно назвать наш опыт законченным, если таковые вообще имеют  отношение к бесконечности жизни, но младшую дочь  мы в школу тоже не отдали.  Пока.

    Теперь  подробно.  Катя была со мной дома до 4 лет. Как и все особо ответственные мамаши, я занималась ее развитием, здоровьем, образованием, где-то традиционным, где-то не очень, способом. Жили мы тогда с родителями и любвеобильные бабушки осложняли нам жизнь. А благодаря слепому доверию врачам, прошли через неприятные  моменты  жизни.  Я очень рада , что сейчас  очень изменилась ситуация с прививками, изменилась ситуация в роддомах, не знаю каково сейчас в детских садах , но закон о семейном образовании был для нас очень  кстати, когда Катя пошла в школу.  В детский садик Катя ходила не долго, 2 года,  будучи очень хорошенькой и умненькой куклой .  Я продолжала заниматься дочкой, благодоря этому воспитатели не особо наседали на нее с обучением, а так как мы вместе с Сашей начали работать на себя, всегда старались поддержать идеи воспитателей  о благоустройстве группы, дабы сохранить нежнейшие отношения. Они в свою очередь прощали нам прогулы, приходы после завтрака, а то и после утренних занятий. Вобщем там, я думаю, мы друг другом остались довольны.

    В 6 лет Катя пошла в школу. Молоденькая учительница, у которой еще не было своих детей, отчаянно пыталась научить хоть чему –нибудь, это прыгающее, орущее двадцатиголовое чудище.  Поначалу у нее это не очень хорошо получалось.  Я столкнулась с ситуацией- ребенок утром не очень-то хочет вставать, тем более завтракать, внимать чему-то пространному тоже не настроен, к последним урокам дети просыпаются, но видимо  от голода и только для общения с себе подобными. (Мне в какой-то степени повезло, так как я уже не работала, находясь в декретном отпуске, я смогла пронаблюдать всю эту картину).  Когда Катя приходила из школы я брала весь материал который они проходили в школе и обнаруживала, что она вообще плохо представляет не только что они проходили, а вообще где они находятся!  Как  особо ответственная мамаша, да еще имеющая возможность, я проясняла ребенку все что они прошли в классе, а затем она делала  уроки. Затем ужин и спать. Кое как в этот распорядок нам удавалось втиснуть занятия художественной гимнастикой, о гулянии речи небыло :-( . Промучившись так два месяца,  я отважилась рассмотреть мысль: «А зачем нам вообще туда ходить, если мы все то же самое делаем дома?  По-крайней мере в первом классе».  Я поговорила с учительницей, ей и без нашего сокровища было тяжко, а уж лишняя голова чудищу совсем никчему. Тут был  еще один факт сыгравший нам на руку - завучем младших классов работала моя хорошая приятельница, она хорошо знала нашу семью, не сказать что она была за, но и не была против, чем мы и воспользовались. Без всякого оформления отношений мы забрали ребенка из школы, обещая вернуть в мае.

    Тут нам с Катей стало полегче- мы с ней хотя бы отоспались и у нее появилось время иногда погулять! Одно омрачало наше существование – мысль о том , что если я забрала ребенка из школы , то ее знания должны быть идеальными. Катерине тут было совсем не сладко, если в школе где-то можно сфилонить, то с мамой этот номер не проходил. В январе у нас родилась Настасья, мы обзавелись своим жильем, хотя бы съемным. Папе нашему в то время было нелегко - работать одному, снимать жилье , строить дом, да еще Настя бывало путала день с ночью :-) . Но об этом я только догадываюсь.  В середине мая Катя пошла в школу. Через неделю я поинтересовалась у учительницы ее успехами и получила ответ: « Как будто Катя ходила весь год».  Меня так же беспокоили ее отношения со сверстниками - этот ответ я могла получить просто понаблюдав за ребенком , и как я поняла здесь проблем тоже нет.

     В июле мы переехали в другой район города , в свой дом. Историю о том как Кате было тяжело оставить привычную компанию друзей даже сейчас вспоминать трудно, причем под  друзьями надо понимать не класс и одноклассников, а тех ребят с которыми она познакомилась во дворе за четыре месяца до переезда. Ситуация усугублялась малонаселенностью незнакомого микрорайона, вобщем образовавшуюся пустоту заменить было нечем. Пришлось Кате довольствоваться обществом Насти, двух котов и мамы.  И еще книги, читала она тогда запоем. Мы ожидали, что Катюша пойдет  в школу и тогда все нормализуется. В школу, во второй класс, она действительно пошла. И первую четверть мы туда героически отходили. Героически, потому что от этого опыта у меня осталось впечатление будто мы ходили не в школу, а в армию. Видимо на тот момент у нашей семьи сформировалось некое подозрение на существование более свободного образа жизни. Вот это подозрение не давало нам смириться с существующим порядком вещей. Внешне поблема выгледела как крайнее возмущение педагога тем , что мы могли в конце недели забрать Катю и уехать с палаткой на озеро, пропустить первый урок из-за секции гимнастики, или вовсе не прийти без предупреждения.  Возмущение родилось где-то на уровне души и активно сдерживалось разумом , но прорывалось сквозь барьер дипломатичности и образованности в вида едких замечаний и раздражительности . Дети , видимо, почувствовали настрой учителя и наладить отношения с одноклассниками Кате становилось все труднее. Суть же проблемы заключалась в том, что учительница, так радушно принявшая нас в начале, не знала как Катя обучалась в первом классе, а мы в свою очередь, будучи уверенны в своих силах, не очень-то стремились к тотальному послушанию. С моей стороны я почему-то была убеждена , что главное что бы ребенок знал предмет, а не посещал его. Теперь, как и всегда, уже не важно из-за чего все произошло, важно трезво разобраться с последствиями. Тут отношения со школой нам пришлось оформить в законодатальном порядке. Благо дело закон на тот момент уже существовал и наша семья, в лице нашего папы, заключила договор со школой о редких свиданиях для сдачи экзаменов раз в полгода . В виду немногословности Саши , я не знаю как ему удалось уладить отношения, знаю только что общаться приходилось и с РОНО, и с инспекторами, и директором школы. В довершенье праздника , на нас обоих обрушились наши родители. Слышали бы Вы, каким безрадостным они рисовали наше будущее. ( Скажу сразу их опасения НЕ подтвердились!)

    В школу мы ходить перестали, но демон рожденный моим сознанием, никуда не исчез! Демон требовал в жертву все свободное время, семейное спокойствие, он уничтожал подареную Богом Любовь Катюши ко мне, эти два года, пока я стремилась идеально следовать программе, мы с Катей запомнили как самое мрачное место в наших отношения. Я видела , что ребенок способый, я понимала , что прилагаю все усилия, что бы объяснить, перечитывала методические пособия, материалы по обучению, мои усилия казались мне неимоверными, а мы едва успевали сдавать экзамены. И главное, как только мы переставали заниматься, все, чего мы достигли с таким трудом, выветривалось в считаные мгновения.  НО! Сразу же восстанавливалось душевное равовесие у всей семьи!  Ошибка была на лицо, демона мы засекли, но как со всем с этим разобраться не знали. Мы провели несколько экспериментов по раскачиванию баланса между знанием и душевным комфортом и результат, до обидного, повторялся! Саша вообще, в целях безопасности семьи, предложил завязать со всем образованием . :) Поскольку в покер играли трое, то мухлевал кто- то из нас. Катя у нас была вне подозрения, за исключением того что цели получить образование не имела. От программы отделаться я тогда не могла. И пришлось, как всегда, искать ошибку в себе. А кто ищет, как известно, находит…

    Летом 2005 года, через посредничество Н. Курдюмова, я нашла  «Технологию обучения» Л.Р.Хаббарда. Благодаря этому мы значительно облегчили себе жизнь. Теперь мы особо не запаривались по поводу всего обьема знаний, а тщательно прояснили первичный материал и дальнейшее изучение стало обретать какую- то стройность. Только теперь я стала замечать , что вся эта система стройности –то  не имеет! У нас возникло ощущение (а ощущениям жизнь, как понимаете, научила нас доверять!), что в разум ребенка запихивается множество разрозненной информации! И к 10 классу ребенок вместо головы на плечах имеет перегруженный компьютер, с  кривой, по- наследству, операционкой,  количество открытых окошек в котором равно предметам в школе и, разумеется, подвисает на каждой непонятке!  Все это в жизни поддерживается и родителями: «Учись, потом пригодится!»  Много кому из Вас, дорогие Вы мои советчики, это пригодилось? Только не надо лепить отмазки типа: «лучше бы учился -в ученые пошел!»  Вы зарплату ученых видели? Хорошо если они ее сами видят. Раз я тут начала разглогольствовать, сразу скажу, учителя мало что могут изменить. Условия, в которые они поставлены, открытиям не способствуют! В результате всего этого у нас слегка подкорректировались цели, мы сосредоточились, как бы, на самой жизни, а учебу оставили в виде обременения со сдачей экзаменов. От нас по закону требуется получить среднее образование, правда законадательного определения я так и не нашла. Буду рада если кто обьяснит мне , что такое среднее образование. Вот мы образование и получаем…

      Теперь ближе к теме. У ребенка, находящегося на семейном образовании, сокращен список предметов. У нас  к восьмому классу он выглядел так: русский, литература, алгебра, геометрия, физика,  химия, история, география и английский. По каким- то зачеты, по каким-то экзамены. По всем предметам мы занимались с ребенком сами, кроме английского (репититор и частная школа) и физики. Физику я считаю предметом основным, так как он самый реальный, но я сама способа подачи информации не нашла, существующий очень подходит что бы ребенок потерял интерес к физике;  уж лучше белое пятно, чем ярлык- «не интересно». Каждый учебник я брала и перечитывала, собирала в голове какую-то главную идею всей книги (не скажу , что всегда это легко).  Далее выделяла главные параграфы, их Катя прорабатывала сама, остальное читала;  бывает требуется дополнительный источник информации, тут использовали все имеющиеся средства от художественной литератры и википедии до реально имеющегося опыта.  Отдельно скажу про русский язык. Из всего курса русского языка для средней школы мы использовали только прописи (с младшей не делали даже этого),но нам с Сашей пришлось перерыть кучу информации по истории, вплодь до преданий, просмотреть материалы о происхождении и развитии языка, лекции со сравнительным анализом языков. Мы стремились развить в дочках понимание и бережное отношение к русскому языку. Человек, сумевший открыть для себя суть родного языка, познает многое. Так же мы пришли к выводу, что уровень развития цивилизации нельзя определять по наличию писменности, ведь сначала способ передачи образов, затем речь и далее писменность ( чем меньше вокруг людей способных понять, тем дальше по времени требуется сохранять информацию).

    В девятый класс Катя пошла в школу, сейчас к концу подходит третья четверть. Не скажу , что я не переживала. Интересной была реакция учителей, сначала легкий шок, потом интерес, а затем восторг от ребенка. Учителя всячески поддерживали Катю, если были какие- то трудности с оформлением или тонкости учебного процесса. За все эти годы отдельное спасибо нашему классному руководителю и директору школы. Нам не устраивали истерик, не читали нотаций, нам помогали, нас терпеливо ждали . Наш опыт показывает, что многое можно понять и обьяснить, а уж кто как не учителя знают каково это учить. Нас никогда не интересовали оценки, мы так же следили что бы Катюша не впала в коллекционирование пятерок, на спор просили принести двойку. Я и сейчас не знаю точно ее оценок, троек  нет.  В продолжении обучения в институте смысла не видим. Сейчас для Катерины главное - отношения с одноклассниками. Внешне все в «ажуре», но видимо ей хочется теплых, дружеских отношений. Таковы стандарты заложенные в семье. Катя, может, сама опишет свою учебу.   

     Ругать медицину и образование легко, а вот попробуйте сделать что-то сами. И выйдет как всегда! :)) У нас сложилось все так как сложилось, мы ровно воспринимаем свой опыт. Я не призываю переводить детей на семейное обучение и считаю, что многим этого вообще не следует делать. Но и как препятствие для переезда в поместье, учебу рассматривать не стоит. Государство взяло на себя ответственность за обучение своих граждан, создало образ и лепит по нему из детей своих налогоплатильщиков и потребителей. А почему бы и нет?!  На сегодняшний день мне стала более понятна фраза Анастасии, стала видна ее бесконечная суть.   Каждый родитель должен хорошо представлять какого будущего он бы хотел для своего чада. Здесь предположения типа врач, юрист, экономист, сами понимаете, не подходят. Стремиться самим проложить этот путь, ребенок шагнет вперед от наших достижений, собой продолжит наши мечты , собою возродит нас к жизни. И верить . Верить в них. Все неспособности , все ограничения мы сами навязываем своим детям .  Любой родитель вырастит Бога, если поверит .

15.03.2011.                                                                                                      Кононенко Наталья.

Яндекс.Погода
Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz