Поселение

Родовых Поместий

"Чистые Озёра"

Обучение и образование детей


Как мы учили детей читать


    Здесь я хочу изложить свой опыт обучения своих детей. Хочу сказать сразу, что успешными были конкретные действия в конкретных ситуациях. Многое из того , что я считала успешным раньше, сегодня мной же воспринимается иначе- это что-то типа : когда человек просыпается с похмелья и думает какой же он дурень, что не заныкал вчера бутылку пива, и в следующий раз ныкает и гордится собой, а когда по прошествии какого-то времени вопрос «пить или не пить?» отпадает сам собой, в смысле «не пить» становиться нормой жизни, то рабочее решение о «ныканье» лучше выключить. :-)  А то так и будете как белка!  :-)   

     Главное- это вы и ребенок, и ваша ОБЩАЯ цель!

     Когда Кате было около года мне в руки попала книга Глена Домана «Как научить ребенка читать».  Там описана технология обучения чтению, очень просто и доходчиво. Мы с Сашей все это переварили  и  перекроили , надеюсь господин Доман на нас не обидется – главное обе наши дочки научились читать ЛЕГКО и без ущерба для здоровья! :-)   Мы написали карточки, брали листы А4, разрезали пополам - обычно вдоль, т. к  сначала слова короткие, а потом становятся длиньше и дети смещают свое внимание на форму карточки, и стали показывать карточки ребенку при этом произнося слово. Обращаю внимание!  на некоторые моменты:     

       1. ВОЗРАСТ  ребенка . Начинать учить ребенка, по моему, можно когда он, ребенок, научился перемещаться - если родители допускают какую-то ошибку в процессе обучения, то ребенку станет не интересно и он хотя бы сможет удрать!  Всегда – если ребенок не хочет с Вами  сотрудничать, значит Вы где-то ошиблись ! Так же важно, чтобы ребенок так же уже включился во взрослую  игру  под названием «Шифровальщики». При современом образе жизни это происходит где-то  в возрасте ползанья. Да–да дорогие мои , мы с вами зашифровали эту жизнь в слова и заигрались.  И самое нежное, дорогое, ласковое, без  чего жизнь просто невозможна, вся та гамма чувств которые испытывает Дитя, шифруется набором звуков - мама. Со временем все дети учатся связывать разные балансы чувств, ощущений, образов с разными комбинациями  звуков, а также НАОБОРОТ, при слышанье какого-то набора звуков у человека в разуме возникает образ, который, в свою очередь, раскрывает всю гамму чувств . Исходя из этого показывайте ребенку только те карточки слова на которых он уже знает. Лучше всего запоминаются слова вызывающие самую сильную гамму чувств.  Сначала нужно выбрать 5 самых простых слов типа : мама, папа, дай, имя ребенка, каша.     

    2. ВСЕГДА проводите занятие только если ребенок весел, бодр, доволен собой, у него нет более важного, на его взгляд, дела, ну и конечно он сытый. Дети не животные – дрессировка здесь неуместна!!!  Если ребенок чем-то занят можно просто взять карточки и сесть рядом. Когда он обратит на Вас внимание предложить почитать и показать карточки четко произнося слова. Каждая карточка интересна ребенку не более 2-3 секунд. Показывайте их поочереди , по одному разу. И постарайтесь после показа сразу убрать, так Вы сосредоточите ребенка именно на словах, а не на карточках. Иначе это еще не испорченное существо продолжит исследование и чем дитя младше, тем больше оно найдет вариантов применения. Карточки это вряд  ли  переживут и в следующий раз ребенку будут НЕ ИНТЕРЕСНЫ !

       3. МОЖНО проводить занятие только если Вы сами сыты, спокойны, готовы заниматься и наблюдать за ребенком. Любая остро ощущаемая эмоция или отвлекающая мысль будет отвлекать не только Вас, но и ребенка.

     Это что касается инструктажа по технике безопасности.

     Теперь сама технология. По-моему, аналог этой технологии у нас описан как метод  М. Монтессори. А мы делали так: Написали карточки, штук 30 сначала, затем особо интересные ребенку слова добавляли. Показывали мы их детям в подходящие моменты, за количеством показов не следили- делали по обоюдному желанию. Где-то через месяц  ребенок теряет к ним интерес  и мы меняли игру – развешивали карточки на настенный ковер и спрашивали ребенка: «Где написано мама?», «Где Катя?» и т.д. И ребенок пальчиком показывает где. К тому же так очень легко выяснить на сколько хорошо усвоен материал. Обычно они редко ошибаются. Но ооочень быстро выучивают где висит какая карточка, так что переодически нужно менять местами и добавлять новые. Главное что бы ребенок понял , что любое сказанное слово можно изобразить, что звуковые колебания имеют материальный аналог. Если Вы не наделали грубых ошибок ребенок понимает это усвоив с десяток карточек. Дальше мы на холодильнике из магнитных букв выкладывали слова которые ребенок хорошо знал и тоже спрашивали «Где написано мама?». Тут когда ребенок сорентируется где тут написано мама , где папа и Вы, разумеется, испытаете восторг и гордость за свое сокровище, он сразу же въедет, что важны не бумажки с крокозябрами, а именно крокозябры! Тут могут быть неувязочки типа разный цвет, шрифт, форма написных и магнитных букв, поэтому лучше сначала купить магнитные буквы, а затем писать в тон и форму к ним карточки . Нам как-то повезло я сначала написала карточки, а затем увидела в магазине практичаски такие же буквы, все было красным, и идея возникла сама собой.  Обычно к этому времени ребенок уже свободно перемещается и до букв на холодильнике ему добраться очень хочется, прикрепите так, что бы он мог их достать и здорово если он может прочесть слово и разобрать . Соберите несколько раз слово сами, а затем попросите дитя сделать это . Где-то вот здесь ребенок поймет, что слова состоят из кусочков. Можно сказать ребенку, что кусочки это буквы.  Дальше мы из слов которые ребенок знает подбирали слова с одинаковой первой буквой например: мама, молоко, мотя. Сами понимаете тут трудно не заметить, что первый кусочек у всех крокозябр одинаковый . Тут  уж Вы, умудренные опытом родители, донесите до своего дитя эту сокровенную тайну, что эта закорюка, именуемая также как и все остальные буквой, имеет свое имя , можно не официально «Мэ».  Только не усложняйте, сейчас главное не названия, главное кусочки.  Мои дети выросли, знают алфавит и их совершенно не смущали названия букв. У нас так получалось, что ко времени когда дочки узнавали про буквы они уже свободно болтали и можно было поиграть в игру типа: «Кто придумает больше слов на букву М?». Обыгрывать маму всегда весело !  :-)   Если ребенок еще не говорит, он может показать на карточки. Была ситуация - обучение чтению способствовало развитию речи. Вообще нас не интересовало когда они начнут читать, мы не зависели от времени, все происходило само собой.  Дальше когда вы уже знаете про буквы, у Вас есть два пути : традиционный, но он будет гораааздо проще , или дальше с карточками. Мы дальше стали собирать из карточек простые предложения. Я думала, что ребенку будет трудно разобраться с окончаниями, но обе дочки не обращали на них внимания. Видимо в корне слова содержиться смысл и ребенок как бы схватывает суть и строит образ. Дальше я подбирала им книжки с большими картинками и простыми предложениями. Тут особенно важно суметь сделать плавный переход. Сейчас  в продаже бывают книжки для обучения чтению, в них текст подобран от самых простых слов и предложений к более сложным с буквами й,ь,ъ. Обычно ребенок натыкается на непонятку и у него возникает вопрос, тут важно суметь объяснить используя только лексику ребенка, что это за непонятка, а не продемонстрировать какой Вы большой и умный, чаще, папа. Можно такие книжки изготовить самим, сделав смешные подписи в детском альбоме с фотографиями. Компьютер с подходящими играми здесь вообще вне конкуренции!

    Знаете, чем дальше я писала статью, тем сложнее мне было, хотя и считается, что более недавнее время вспомнить проще. Это потому что, чем дальше процесс, тем больше импровизаций, каждая ситуация требует эксклюзивных решений. Если кто читал книгу Домана, он поймет как далеко у нас ушла практика от теории . Здесь главное что бы  процесс доставлял  Вам обоюдное удовольствие.  Есть еще одно важное данное - ребенок, научившийся читать до 5 лет обладает, как бы врожденной грамотностью. У нас обе дочки свободно читали в 4 года и 2 месяца  (мне было лень запоминать когда научится читать Настя и я уделила в последнем месяце ей чуть больше внимания, чтобы ее срок уровнять с Катиным). Катя сейчас учиться в школе в 9 классе не могу сказать что ее диктанты абсолютно безупречны, но Т9 в аське для нее норма жизни. Про Настю пока ничего сказать не могу, ей всего 8 лет, но думаю что мало научиться читать рано, надо еще читать много. Вот так.

    P.S. Возвращаясь к ныканью. Сейчас  я может вообще не буду обучать ребенка читать, во всяком случае не в столь раннем возрасте. Сейчас я не это считаю важным.

   8.03.2011.     Кононенко Наталья. 

Технология обучения. Подводные камни


Яндекс.Погода
Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz